О художественном паркете и создании из него шедевра искусства

Массив, паркетная доска, штучный паркет, инженерная доска – всё это называют паркетными полами или паркетом, что вызывает большую путаницу в голове покупателя. Всё, что мы перечислили выше – это варианты КОНСТРУКЦИИ паркетных полов. Попробуем разобраться – какие бывают конструкции и в чем между ними принципиальная разница.

Еще статьи в рубрике Интересные решения по интерьерным решениям в статьях о мебели и дизайну интерьера:

  • Выбор мебельной фурнитуры

    Известно, что долговечность мебели во многом зависит от правильно подобранной фурнитуры, определяющими параметрами которой являются качество материала и точность обтачки. Поверхность …

  • Надежность раздвижного механизма у столов-трансформеров

    В современных жилищных условиях люди чаще всего не имеют возможности расставить большое количество мебели, даже если речь идет о действительно необходимых …

  • Как выбрать мебель для спальни?

    Спальня — это помещение, предназначенное для отдыха и восстановления сил. От полноценного и приятного отдыха зависит ваше самочувствие, настроение и работоспособность. …

  • Пластиковая мебель – идеал для дачи и зимнего сада

    Пластиковая мебель – идеал для дачи и зимнего сада. Это не только унылые образчики дешевой и совсем не удобной мебели летних …

  • Наш Дом — Это Целая История.

    Ушли те времена, когда выбор мебели для дома был ограничен. Некоторым людям уже неудобно приглашать гостей в дом, чтобы те увидели …

  • Мебель для кафе и баров и гостиниц в формате натяжных потолков.

    Натяжные потолки все больше и больше входят в повседневную жизнь. Особенно часто они применяются в кафе, барах и гостиницах. Никто не …

1 Художественный паркет как основа дизайна помещения

Начинается создание паркета с чертежа, по которому специальная производственная линия выпускает сложные (и не очень) детали. По тем же чертежам затем осуществляется и сборка паркетной мозаики. Древесина по большей части используется ценная, соответствующая сложности узора и определяющая стоимость паркета. Породы дерева используются лиственные, из отечественных – в основном, мореный дуб, орех, тис, можжевельник, кипарис, яблоня, груша, ольха, а также более южные породы – чинара и самшит.

Что касается узоров, то художественный паркет бывает двух типов: с геометрическим и живописным орнаментом. Различия между ними существенные, первый, как это можно понять по названию, состоит из геометрических фигур, а второй включает в себя сложные узоры, зачастую из растительного орнамента, но это могут быть и просто красиво переплетающиеся криволинейные линии.

По характеру сборки также существуют 2 типа. Более простой вариант – это маркетри, когда рисунок собирается из отдельных планок, каждая из которых представляет собой фрагмент рисунка. Также бывает сборка паркета с инкрустацией, когда фон изготавливается из одной древесины, а узор врезается вставками сложной формы из других пород на всю глубину напольного покрытия.

Техники создания

Маркетри — техника мозаичного паркета, при которой узоры составляются путем подбора по цвету и текстуре. Это геометрическая композиция; планки плотно подгоняются одна к другой и приклеиваются к основанию щита. Профессионально сочетая текстуру дерева и оттенок, можно создавать уникальные рисунки.

Интарсия — инкрустация с вкраплением ценных пород в общий массив пола. Элементы паркета плотно подгоняют друг к другу и создают узоры. Красота и эффектность интарсии зависят от искусства выбора композиции и различных пород древесины для создания поверхностей различного цвета и текстуры.

Важно, чтобы выбранные породы древесины были примерно одной твердости, поскольку если одновременно применяются твердые и мягкие материалы, то под воздействием тепловлажностного режима может происходить неравномерная деформация элементов пола.

При укладке паркета для полноты композиции широко используются различные декоративные элементы (розетки, бордюры, фризы, фигурные вставки). Их задача — выделить ту или иную часть помещения, подчеркнуть основной рисунок.

Когда и в каком виде появился паркет. История паркета. Происхождение паркета.

Так сложилось исторически, что что люди все больше и больше уделяли большое внимание своему дому, его интерьеру в общем и полам в частности. Еще в древности в различных странах (Египет, Китай, Индия и т. д) люди создавали красивые и надежные полы. В средние века паркет уже стал не редким в новых домах, замках дворцах. Художественное оформление в изготавливаемом паркете наблюдалось в Европе уже в 19-м веке. Следует также отметить, что художественное оформление паркета связано с общим развитием стиля искусства и архитектуры.

Устройство деревянных полов производилось на Руси уже в древние времена . Конечно же изначально это был еще не паркет. Те деревянные полы представляли из себя расколотые по всей длине бревна, укладываемые на специальные балки. Привычный всем советским людям способ паркетной укладки "елочкой" появился в 16-м веке, тогда паркетины укладывали данным рисунком на основание из досок. С тех времен и ведет свою историю паркет как таковой. История уже не помнит имя изобретателя паркета, который придумал столь оригинальный способ устройства деревянного пола.

В семнадцатом веке популярным способом укладки паркета стал метод, который можно назвать "укладка дубовым кирпичом". При этом способе изготавливаются в форме кирпичей паркетные плашки, которые затем укладываются на известковую основу с последующей заделкой зазоров специальным составом (смола смешанная с известью). При данной технологии мог также присутствовать бордюр из дуба вдоль стены. Подобные технологии использовались на Руси уже в 17 веке (храм Василия Блаженного, Донской монастырь в Москве, Дмитровский собор во Владимире).

Читайте также:  Сколько составляет высота белого кирпича

Благодаря известным архитекторам (Росси, Ринальди, Растрелли) паркет переходит в разряд произведений искусства из разряда обычного деревянного пола. В начале 19-го века паркетный пол был непосредственно связан с русской резьбой. В 17-м веке в московских мастерских (Оружейная палаты) практиковалась резьба поо дереву и металлу. В последствии Петр Первый эти мастерские закрыл, а всех мастеров-резчиков отправил в Петербург на строящиеся корабельные верфи. В последствии эти кадры стояли у истоков создания в петербургских дворцах паркетов.

Для укладки паркетов во дворцах в 1749г. было привезено из Астраханской губернии 64 креста и 26 косяков дубового леса, которые хранились в помещениях Смольного двора (запасного) вместе грушевым деревом, кизиловым карачагом, чинаром, самшитом, ясенем и буковой кряжей. Весь перечисленный запас древесины отправили в 1750 году непосредственно в царское село и данная древесина послужила материалом наборного паркета. В последствии значительно стал расти ассортимент пород древесины применяемых при создании паркетов и вместе с популярными породами стали больше применять дорогие и экзотические привозные породы древесины, в том числе чефраз, жикитаба, якаранда.

Применение различных по расцветке и рисунку сортов дерева дало возможность создавать самые разнообразные и иногда весьма оригинальные рисунки и узоры паркета. В зависимости от используемых пород дерева и материалов паркету присваивали различные наименования: дубовый, цветной (наборный из привозной древесины), штучный (набранный из пород местного происхождения), полуцветной и другие.

Паркеты,изготавливаемые в виде отдельных щитов называли щитовой паркет. Щит представлял основание из сбитых между собой досок, на которое наклеивали паркетные планки с различными рисунками из разных пород цветной древесины. Полученные щиты потом укладывали на обрешетку из сухого прочного бруса. Паркетные щиты создавали самой разнообразной формы. Это могли быть ромбы, круги, сегменты, квадраты и др в зависимости от самого рисунка паркета.

В 17-19 веках все паркетные работы выполняли ручным способом с отсутствием общепринятых технологий. Только с 70-х годов 19-го века на фабриках было организовано широком производство паркетных щитов и именно поэтому широкое применение паркета датируется началом 80-х годов 19-го века. Однако начало фабричного производства паркета не говорит напрямую о высоком его качестве.

В 19-м веке паркет стал самым распространенным типом покрытия, использовавшимся в жилых помещениях и в это время резко вырос объем его промышленного производства. В конце 19-го века широкое распространение получили новые покрытия, такие как линолеум, в следствии своей низкой стоимости и простоты укладки. Сначала новые покрытия применяли в основном в подсобных помещениях, но затем стали укладывать также и в жилых.

В начале 20-го века многие фабрики осваивают массовое промышленное производство простой паркетной клепки с использованием различных пород дерева. При массовом домостроении широкое распространение получил паркетный пол с простыми способами укладки. Паркет в художественном исполнении стал достаточно редким и укладывался в основном в представительских зданиях.

Особенности и классификация паркетных досок

Данный вид паркета изготавливается из специальных планок, выполненных из ценных пород древесины. Стыковка досок осуществляется благодаря шипам и пазам на их торцах. Причём в зависимости от расположения шипа и паза доски бывают правосторонние и левосторонние. Так, на правых досках шип расположен справа, если смотреть на лицо, а у левых – наоборот.

Поскольку лицевая поверхность досок может подвергаться шлифованию, она называется слоем износа элемента. Отсюда понятно, что чем толще этот слой, тем большее число шлифований выдержит доска и тем выше будет её износостойкость. Полы из штучного паркета советуют шлифовать раз в десять лет. А доски с высокой износостойкостью могут шлифоваться около 10 раз. Это значит, что срок службы такого пола будет составлять около 80 лет.

Толщина паркетных досок 1,3-2,2 см, но наиболее часто используются доски толщиной 1,5 см. При этом габаритные размеры доски бывают в пределах от 4Х25 см до 7Х49 см.

Классификация паркета в зависимости от распила

Паркет из штучных элементов классифицируется по распилу на следующие подвиды:

  1. Радиальный. Данный вид паркета относится к высшим сортам категории А. Срез древесины выполняется перпендикулярно либо под 60 градусов к оси ствола. Текстура поверхности ровная, явно видны сердцевинные лучи древесины. В таком паркете не допускается наличие дефектов.
  2. Радиальный селект. Этот сорт аналогичен вышеописанному, но он относится к отборным видам, поскольку сортируется по направлению и форме волокон древесины.
  3. Тангенциальный. Высший сорт паркета категории А с тангенциальным распилом древесины. Распил выполняется недалеко от сердцевины ствола или по касательной линии к годичному кольцу. Паркет не должен иметь дефектов. Его рисунок без видимых сердцевинных лучей живой и необычный.
  4. Стандарт. Паркетные доски высшего сорта категории А, но без сортировки по рисунку. Не допускается наличие на досках любых дефектов.
  5. Натуральный. Штучный паркет с естественным рисунком древесины без сортировки по распилу. В текстуре поверхности допускается наличие волокон и прожилок. Из дефектов на одну доску допустимы не более трёх сучков в диаметре не больше 3 мм, а также не больше четверти заболони. Никаких механических дефектов быть не может.
  6. Рустикал. Штучный паркет категории Б без сортировки по распилу. На одной доске допускается наличие не больше трёх сучков в диаметре больше 3 мм. Возможно присутствие заболони и перекоса волокон. Дефекты глубиной не выше 1,5 мм не должны проступать на лицевую поверхность.

Если выполняется устройство напольных покрытий из штучного паркета, то обязательно нужно тщательно проверять качество приобретаемого материала. Если доски на взгляд соответствуют стандартам распила, то их нужно проверить и на геометрию, сложив несколько элементов в квадрат. Качественные доски стыкуются без лишних усилий и щелей, образуя ровный элемент.

Мозаичный или наборный напольный блочный паркет

Такое деревянное напольное покрытие для дома представляет собой щиты, которые собираются из небольших по размеру планок. Таким способом создают декоративные рисунки из натурального дерева без существенных трудозатрат и потери времени на соединение отдельных паркетных элементов. К таким материалам, как паркет с небольшой фаской, предъявляются особенные требования. В данном случае лицевая сторона щитов закрывается бумагой для сохранности рисунка, она снимается после монтажа пола.

Читайте также:  Водные и спиртовые морилки(бейцы). Теория и рекомендации.

Опубликовано:

Классический паркет художественный и его особенности

В том случае, когда помимо отменных характеристик финишной отделки пола требуется еще и уникальная неповторимость узора, которая наделит гармоничным эксклюзивом дом и сумеет подчеркнуть респектабельность хозяина, определяя его статус, стоит внимательнее присмотреться к штучным работам по изготовлению паркета, что именуют паркетом художественного исполнения. Он отличается своим составом, что включает в себя планочки, имеющие различный формат и показатели конфигурации, составляющие собой тщательно обдуманный рисунок, художественный замысел которого уникален.

С отделкой подобным материалом помещение приобретает шарм и роскошь дворца, а также элементы изысканности и утонченности в интерьере аристократичность и элегантность которого покоряет с первого взгляда.

Разумеется, такое покрытие для пола изготавливается по индивидуальному заказу и имеет широчайшие возможности в плане оформления, где нет предела творческому замыслу от комбинирования различных пород древесины до вставки металлических элементов и даже самоцветных камней. Сорта дерева, составляющие ключевые характеристики художественного паркета

Зачастую при составлении паркетного настила на пол клиент выбирает готовые паркетные модули для последующего соединения. Для осуществления качественного выбора, нелишним будет присмотреться, насколько качественно выполнены планки паркета. Характеристика по качеству исполнения обязательно указывается в наименовании модульного ряда.

  • Наименованием «рустика» обозначается материал паркета, который относят к качественной категории №1. Здесь могут быть допущены: перепад в цвете, наличие светлых или темных сучков, дефекты, такие как трещины и заболонь, что не превышают пяти миллиметров.
  • Наименованием «классика» обозначают при высшей качественной категории паркетного материала. Здесь не должно попадаться повреждений или трещин, а цветовая погрешность выражена лишь в единственном тоне, для наличия заболони допустимо только 5%, сучковый диаметр не более трех миллиметров.
  • Наименование «натур» подразумевает паркет, качество которого считается высшим с ровной и однородной цветовой текстурой. Недостатки иного характера не допускаются кроме наличия трех миллиметровых сучков.
  • виды паркета «радиальный» и «радиал-селект» характеризуются радиальным распилом древесины. Сорт определяется как высший. Ни один из возможных недостатков древесины для этих видов паркета попросту неприемлем.

Художественный паркет основные типы узора

Неся в себе традиции многих веков по оформлению интерьеров, которые поражают роскошью и величием паркет художественного исполнения и сегодня не утратил своей актуальности. Разумеется, данный отделочный материал не отличается дешевизной, однако его создание в своем доме нельзя назвать невозможным. Укладка подобного паркета не отличается сверхсложностью и также подчинена определенным правилам то выделяет несколько основных типов узора: Розетки представляют собой композиции законченного вида, что выполняются из нескольких древесных пород. Это, как правило, рисунки, имеющие определенную смысловую нагрузку в виде орнаментов геометрического или цветочного содержания.

  • Бордюры – это линейные элементы паркета, где узоры периодически повторяются, охватывая собой весь периметр пола.
  • Модули предстают в виде сборных элементов, где применяется использование паркетной доски, формы которой самые что ни на есть разные. Они соединяются друг с другом специальным клеевым составом, и значительно экономят время монтажа.
  • Мозаичный орнамент комбинирует в себе модуль и вставки декоративного характера.

В том случае если интерьер помещения задумано оформить винтажно или в классическом стиле паркет художественного исполнения подойдет как нельзя лучше для этой цели. То же самое можно сказать и о стилевых направлениях Ампира, Барокко или Рококо.

Однако не следует забывать, что данный вариант оформления потребует финансовых вложений, а впоследствии и кропотливого ухода поэтому, имея желание роскошно оформить интерьер своего жилища, стоит все хорошенько обдумать и взвесить.

Буду рад вашим комментариям по теме художественный паркет.

С уважением, Олег Клышко

Ваша благодарность за мою статью это клик по любой кнопке ниже. Спасибо!  

Что нужно знать о художественном паркете

Это не удивительно – если на обычный паркет деньги есть у многих, то художественный паркет – вещь не из дешевых, и позволить себе его могут только ценители, располагающие соответствующими финансовыми средствами.

Меду тем художественный паркет не исчезает как вид, и в принципе уложить его может любой, но не самостоятельно, а с привлечением опытного художника. Есть еще мастера в нашем отечестве, знакомые с технологией укладки художественного паркета, и потому их часто приглашают в богатые коттеджи проявить свое мастерство в полной мере. А мера эта не такая уж и маленькая, учитывая все те особенности подбора материала, о которых рассказывается ниже. Итак, приступим.

Художественный паркет и его главные составляющие

И теория, и практика укладки паркета включает в себя использование традиционных розеток. А вот их мозаичное наполнение может быть самым разным. Именно наполнение придает или формирует вид, стиль, в котором будет выложен и классицизм с его строгой симметрией, множеством прямых линий и углов, повторяющимся простым мотивом, заимствованным чаще всего у древних греков и римлян.

Это может быть модерн, где изобилуют плавные, зигзагообразные линии, много асимметрии в цветочных композициях, часто встречающиеся женские силуэты в одеждах, которые «летят», развеваются.

От того, что именно, какой тематический «заряд» несут в себе розетки, зависит целостная картина всего полового покрытия. При условии, что сам процесс укладки будет выдержан в тех технологических параметрах, которые предусмотрены при такой работе.

Вся художественная нагрузка – на розетки

То, что рисунок паркета зависит от медальонов, никто не оспаривает. Как не оспаривается и факт, что вид пола может дополнить общий стиль помещения, а может перечеркнуть замысел. А медальон, в свою очередь, в прямой зависимости от породы и качества древесины. Для их изготовления чаще всего используется дуб и клен, бук и ясень – это деревья нашей полосы. Но отличный паркет получается и из экзотических пород дерева. Самыми популярными считаются тик и палисандр коричнево-красных оттенков, напоминающая переливающийся муар или мрамор олива и эбеновое дерево черного цвета. Часто используют фиолетовый амарант и шоколадное дерево, реже – кулин. Уже из названий этих пород можно представить себе, какую богатейшую гамму тонов и полутонов могут дать медальоны, из которых и выполняется художественный паркет.

Читайте также:  Внутренняя отделка при помощи декоративного кирпича

Правильный подбор породы дерева

Современный дизайн использует в едином настиле разные породы. И хотя не все они одинаково реагируют на температурный режим и наличие влаги, уже найдены и отработаны варианты сочетания этих, на первый взгляд, несовместимых деревянных плашек. Разработана специальная шкала совместимости. Она и лежит в основе создания одинаковых медальонов по узору, например, и размеру, но с различными оттенками и текстурой, которые присущи определенной породе древесины.

Зазоры и просветы

Есть еще один важный момент, помогающий розетке «удержаться» в спектре рисунка или орнамента. Чем они меньше, тем выносливее: больше противостоят влаге и перепаду температуры. Помогает в этом и мастер-профессионал. Он подгоняет каждый медальон, стараясь не допустить зазора и просвета. И тогда получается не просто пол, а произведение искусства.

Несколько особенностей, которые надо знать

Иногда дизайн не получится без широких, более 70 мм, планок. Тут не обойтись без клея. В этом случае художественный паркет требует клея с органическим растворителем. Такой клей не содержит воду, тем самым способствует снижению влияния на древесину влаги, и гарантийный срок эксплуатации полового настила остается в норме.

Способствует сроку службы такого пола и благоприятная температура в пределах 18-23 градусов. Если будет соблюдена еще и влажность воздуха порядка 40-60%, что, кстати, оптимально и для человека, тогда паркет прослужит долго, оставаясь красивым и радуя глаз.

Это относится не только к древесине, полученной из привычных для нашей широты деревьев. Некоторые тропические породы, например, мербау, прекрасно переносят наш климат. Паркетный пол из них при правильном уходе служит гораздо дольше, чем гарантированный срок.

Ручная роспись паркета

Сначала нужно нарисовать от руки набросок на полу, в отведённом месте. Потом перевести на прозрачную бумагу контуры нарисованного на полу орнамента. Это место нужно отшлифовать. Весь рисунок, естественно исчезнет. Далее нужно наложить кальку с орнаментом на приготовленный участок и перевести контуры белым мелом. Вокруг орнамента фон лучше затемнить. Это можно сделать полупрозрачной акриловой эмалью.

Совет. Чтобы выбрать подходящий цвет, следует учесть стиль помещения. Интерьер с холодным, скандинавским направлением сочетается с голубым, синим, бирюзовым цветом. Современные интерьеры в стилистике Артхаус можно подчеркнуть с помощью розовых, желтых, зеленых тонов.

Первыми закрашиваются светлые детали, потом уже применяется тёмный цвет. Обязательно прорисовать контур «художественного шедевра». Следующий шаг: тонировка и закрепление росписи паркетным лаком. Подождать полного высыхания поверхности, повторить процедуру 2 раза.

Черновые работы

К черновым работам относится подготовка основания и устройство чернового пола.

Подготовка основания

Владельцы частных домов, построенных в середине-конце прошлого века, часто желают постелить паркет вместо старых деревянных полов. Чтобы настелить паркет, этот пол придется убрать. Затем поднять уровень грунта так, чтобы после заливки стяжки и укладки паркета высота пола соответствовала запланированному уровню. После засыпки грунт уплотняют электрическими трамбовками и виброплитами.

После поднятия уровня грунта необходимо сделать подушку из щебня фракции 20-30 мм толщиной 5-10 см. Высоту щебня проверяют по уровню, после чего тщательно уплотняют, затем на подушке монтируется армирующая решетка. Для нее используют стальную или стекловолоконную арматуру диаметром 10-16 мм.

Черновые работы

Арматура укладывается вдоль и поперек комнаты, после чего закрепляется вязальной проволокой. На щебень укладывают подставки и клинья, на которые устанавливают отрезанные по длине рейки. Каждый мастер для маяков использует то, что есть под рукой, к примеру, доску подходящих размеров. Это позволит совместить маяки и температурные швы.

Выставив маяки, заливают бетон.

Черновые работы

Нежелательно делать заливку за несколько раз, это ослабляет её.

Стяжку делают толщиной 10-20 см. Заливая бетон, необходимо сразу же выравнивать его по маякам, время от времени проверяя по уровню. Время полного схватывания стяжки 25-30 дней. Эти работы производятся вне зависимости от того, какие способы укладки паркета будут применены.

Черновые работы

Устройство чернового пола

Черновой пол (подложка) делается из фанеры. Допустимый размер зазора 3 мм. Каждый лист маркируется порядковым номером, чтобы не перепутать при установке. При необходимости листы обрезаются и подгоняются под необходимые размеры. После полной подгонки и маркировки, листы вытаскивают и складывают. Технология укладки паркета подразумевает, что подложка будет идеально ровной. В противном случае не получится качественно настелить паркет.

Черновые работы

Укладывают подложку на битумный или полиуретановый клей. Для этого грунтуют пол соответствующими клею материалами, и после высыхания наносят слой клея толщиной в 1-2 мм. После этого устанавливают лист, слегка поворачивая влево и вправо, чтобы клей лучше распространился. Затем в подложке и стяжке сверлятся отверстия для анкерных дюбелей.

После просверливания отверстий необходимо зенковать подложку, чтобы дюбеля не выступали над поверхностью. Дюбеля забивают, не допуская углубления подложки. Выступивший клей убирают, и устанавливают следующий лист. В зависимости от используемого клея, время полного схватывания подложки занимает до пяти дней.

Клееный массив

Все склееные части состоят из одной породы древесины, чаще всего дуб, лиственница. Различают двухслойный клееный массив, трехлойный и инженерный (различные вариации слоев от мебельного щита и фанеры до других пород древесины). Чтобы получить массивный паркет, древесину необходимо напилить на ламели, которые склеиваются между собой перпендикулярно друг к другу. Такой паркет отличается повышенной стабильностью, износостойкостью, может многократно шлифоваться. Благодаря этой особенности, инженерный массивный паркет чаще всего используется в местах с большой нагрузкой на пол – ресторанах, театрах, магазинах.